- Технософия
- (technosophy, от греч. techne - искусство, умение, ремесло и греч. sophia, мудрость, знание, умение)одна из софийных дисциплин (см.), изучающая "мудрость" техники; духовная сторона техники как предмет изучения и практического воплощения. Технософия раскрывает связь техники с иными планами бытия, которые трактуются метафизикой, теологией, мистикой, софиологией. Технософия не есть просто философия техники, как один из тематических разделов философии; это теоретическая и практическая попытка соединить "техно" и "софию", сумму теологии с суммой технологии.Если сопоставить понятия "техники" и "софии", или "технологии" и "софиологии", как они обычно представлены в энциклопедиях, вообще в системе знания и классификации наук, то между ними практически нельзя найти ничего общего. Вот два определения техники и софии из современных энциклопедий.1.1. Техника - "совокупность средств человеческой жизнедеятельности, создаваемых для осуществления процессов произодства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. Основное назначение техники - облегчение и повышение эффективности труда человека, расширение его возможностей, освобождение (частичное или полное) человека от работы в условиях, опасных для здоровья" (Российский энциклопедический словарь, М., Большая российская энциклопедия, 2000, т. 2, с.1570).1.2. Техника - "система искусственных органов деятельности общества, развивающаяся посредством исторического процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний, путем познания и использования сил и закономерностей природы. Техника... образует составную часть производительных сил общества и является показателем тех общественных отношений, при которых совершается труд, составляет материальный базис каждой общественной формации" (Философский энциклопедический словарь, М. Советская энциклопедия, 1989, с. 654).2.1. "София - в русской религиозной философии (софиологии) творческая премудрость Божия, в которой заключены все мировые идеи и которая носит в своем сердце всю природу и одновременно является вечной идеей самого человечества. Она олицетворяет женственное в Боге и является символом тайны мира. Изображается на иконах в основном сидящей на огненном троне между Святой Девой Марией и Иоанном Предтечей, с пылающими крыльями и огненного цвета ликом" (Философский энциклопедический словарь, М. Инфра, 1998, с. 427).2.2. "Софиология - учение о Софии Премудрости Божией русских религиозных философов конца 19 - начала 20 веков, вобравшее в себя как элементы церковного предания, так и гностицизма, каббалы, еврейской мистики" (Русская философия. Словарь, под ред. М. А. Маслина. М., Республика, 1995, с. 465).Из всех этих определений трудно заключить, что софия и техника имеют хоть какие-то точки соприкосновения. "Женственное в Боге" - и "материальный базис общественной формации"; "опредмечивание трудовых функций" - и "сидящая на огненном троне"... У Вл. Соловьева и других софиологов София стала обозначать "умопостигаемую женственную сущность мира". Техника же определилась в позитивистской науке как совокупность средств и орудий, облегчающих материально- производственную деятельность людей.Между тем софия и техника нераздельны с самого начала творения. В Книге Притчей Соломоновых, откуда и берет начало образ Премудрости (греч. София, евр. Хокма), она предстает именно как художница, которая вместе с Господом творит мироздание:"Господь имел меня началом пути Своего,прежде созданий Своих, искони...Когда Он уготовлял небеса, я была там.Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны,когда утверждал вверху облака,когда укреплял источники бездны,когда давал морю устав,чтобы воды не переступали пределов его,когда полагал основания земли:тогда я была при Нем художницею...(Притчи Соломона, 8:22, 27-30)Итак, Премудрость и есть высшая художница, в полном соответствии с исконным значением греческих слов "софия" (мудрость) и "технэ" (искусство). Причем техника - это не просто "искусство", в согласии с этимологией этого греческого корня; это Искусство с большой буквы, которое не ограничивается образами, символами, условными подобиями, переплетом книги или рампами сцены, но выходит на площадку космоса - и в этом смысле ближе миротворящей мудрости Бога, чем искусству поэта или актера.Важно понять не только софийность техники, но и техничность софии, которая не есть отвлеченное знание, чистый интеллект, но есть искусство устроения земных вещей. У премудрости, как она описана в Книге Притчей, черты не только мироправительницы, но и домохозяйки; ей подведомственны не только "высокие" технологии, но повседневные орудия и ремесла, которые тоже проникнуты Ее светом и смыслом:Премудрость построила себе дом,вытесала семь столбов его,заколола жертву, растворила вино своеи приготовила у себя трапезу...(Притчи Соломона, 9:1-2)Премудрость технична и в порядках устроения небес, облаков, морей, и в порядке построения дома и приготовления пищи. Она, как плотник, вытесывает столбы для дома; как жрец (технолог обряда) закалывает жертву; как повариха, приготовляет трапезу. Нам эту практическую сторону мудрости понять тем легче, что в русском языке слова "ум" и "уметь" - одного корня.Функциональное определение техники в рамках экономической целесообразности - как совокупности приборов, орудий, машин, служащих для повышения эффективности производства и для практического преобразования материальной среды - отражает примитивные этапы развития техники (включая индустриальный, который завершился совсем недавно). Технику нельзя отождествлять с механикой. Усложнение постиндустриальной техники все более связывает ее напрямую с интеллектуальной и духовной деятельностью человека, его прорывами за грань материального мироздания. Техника становится орудием мышления в его поиске информационных и спиритуальных основ мироздания. Техника - это не сталь и мазут, не "бездушные", "давящие" механизмы, как подсказывают нам детские впечатления индустриального века. Техника - это мысль и чувство, которые со скоростью света или звука распространяются вокруг нас и между нами. Постиндустриальная техника имеет дело с мыслью и числом, словом и духом - это техника средств сообщения и передвижения, техника одухотворения материи и сближения ее с нашим внутренним "я". Техника помогает создавать глубинные связи между "я", "ты" и "он", те диалогические отношения, которые имеют и материальное, и духовное измерение. Телефон - это мой голос, прямо проникающий в слух другого человека. Интернет - это моя мысль, прямо предстоящая сознанию других людей... Еще не совсем прямо - через язык, клавиатуру, экран - но число этих посредников и время отсрочки все более сокращаются.Технософия изучает, как техника, отвечая на духовные потребности человека, одновременно создает новые духовные устремления, открывает пути к созданию коллективного разума, нейрокосмоса, нейросоциума (см.),которые непосредственно управлялись бы мозговыми процессами. Технософия не только исследует ум машин, но рассматривает организм и мозг как образцы технической работы природы и прообразы биотехнологий будущего. Представление об организме как о прото-машине заложено уже в метафорике-метафизике Аристотеля, который называл руку "инструментом из инструментов", т.е. применял к органике термин техники. Продуктом технософии (а не только технологии) стали бы новые организмы на квантовой основе - мыслетела, в которых нейронные сети мозга сплетались бы с электронными сетями коммункаций (см. Синтеллект). В технософскую эру человек перерастает себя, переступает границы своего биовида, воспринимает и преображает мир в тех диапазонах, куда раньше дано было проникать только машине (микроскопу, видеокамере, ракете и т.д.). Но тем самым и техника выходит за границы механизма, не просто биологизируется, но и ментализируется, спиритуализируется и в конечном счете становится частью софиосферы.Технософию можно рассматривать и как новейшую в цикле "софий", получивших программное оформлениe за последние полтора века. В 1875 году Е. П. Блаватская и Г. С. Олкотт основали в Нью- Йорке Теософское общество, а в 1912 г. Р. Штейнер основал в Дорнахе (Швейцария) Антропософское общество. Как бы ни относиться к теософии и антропософии, в которых мистическое начало преобладает, очевидно, что все развитие науки в 20-ом веке подготовило почву для создания в 21-ом веке третьей софии. Технософия - совокупность учений о технике как способе трансформации биологических организмов в ангелические тела, прозрачные соборные интеллекты, обладающие всевидением и потенциальной способностью всеприсутствия. Технософское общество было бы теснее связано с наукой, чем два предыдущих, и вместе с тем обозначало бы трансцендентную, духовно- творческую перспективу технического развития.Исторический ряд: теософия - антропософия - технософия - обладает определенной последовательностью:1. Бог-Творец.2. Человек, творение Бога.3. Техника, творение человека.Технософия - это мудрость Творца, раскрытая в творениях Его творения, т.е. наиболее удаленная от источника - и вместе с тем вливающаяся в него уже с другой стороны. Круг замыкается: техникa, созданная человеком, выступает в технософии как средство познания и воссоединения с мудростью, создавшей самого человека.Ray Kurzweil. The Age of Spiritual Machines. NY: Penguin Books, 1999.М. Эпштейн. Debut de Siecle, или Oт Пост- к Прото-. Манифест нового века" "Знамя", #5, 2001.Михаил Эпштейн
Проективный философский словарь. — Санкт-Петербург: Международная Кафедра (ЮНЕСКО) по философии и этике СПб Научного Центра РАН. Т.В. Артемьева, И.П. Смирнов, Э.А. Тропп, Г.Л. Тульчинский, М.Н. Эпштейн. 2002.